Богомаз-Бабий: Хочу, чтобы пробудился патриотизм творческих северодончан

Публикуется в рамках конкурса «Репортеры АТО»

У Луганского областного украинского академического музыкально-драматического театра, который сегодня находится в Северодонецке, новый режиссер — Григорий Богомаз-Бабий
Приехал он из Днепропетровска. Театралы знают и помнят его по работе в Луганском областном академическом русском драматическом театре. Режиссер известен не только своей театральной деятельностью, но и преподавательской. Его выпускники работают сегодня в крупнейших городах Украины и России. Он гордится своими «детьми» и может рассказать о каждом много интересного. Среди его выпускников — актер Киевского Национального академического русского театра им. Леси Украинки Кирилл Николаев, актеры Киевского академического театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра Анна Топчий, Алексей Тритенко, Алена Загородняя, актер Киевского Национального театра оперетты Евгений Прудник (который, кстати, известен своими успехами на международных соревнованиях по армрестлингу). В Северодонецк за ним тоже последовал его ученик – актер Днепропетровского академического театра русской драмы им. М.Горького Артур Опрятный. На Луганщине режиссер также хочет набрать курс на базе театра и приглашает желающих.
— Расскажите немного о себе
— Я родился в Винницкой области. В школе занимался самодеятельностью. Стать актером – было большой мечтой. В те времена ни одного фильма не пропускал. Книги все старался читать. Потом стал студентом Днепропетровского театрального училища, закончив его, был принят актером Днепропетровского театра юного зрителя. Также служил в Театре флота в Севастополе. Потом мне показалось, что этого мало, нужно еще и научиться мастерству режиссера. Закончил Харьковский институт искусств им. Котляревского, режиссерское отделение. Начал свою трудовую деятельность в Днепропетровском украинском музыкально-драматическом театре им. Т. Шевченко. Судьба у меня такая, понимаете, если ее описать – Вам не хватит и романа, потому что я в очень многих театрах работал, ставил спектакли. Но, когда я пришел в театр им. Т. Шевченко, меня параллельно привлекли к преподавательской деятельности в Днепропетровском государственном театральном училище обучать актерскому мастерству студентов. Эта борьба между театром и преподавательской деятельностью – она или шла параллельно, или она побеждала, и я просто включался педагогическую деятельность. Я создал при театрально-художественном колледже в Днепропетровске творческую мастерскую «Интимный театр» им. Антоши Чехонте. За 11 лет этой деятельности мы выпустили много спектаклей. Успех был у этого учебного театра у зрителей не только Днепропетровска, но и Харькова, Запорожья, Одессы, Николаева, Луганска, Севастополя, Ялты. Итогом работы этой творческой мастерской стало создание выпускниками моего последнего курса майстерни украинского театра «ГЕРЦЬ», которые успешно играют сегодня свои спектакли в Днепропетровске.
— А как в итоге Вы оказались у нас, в Северодонецке?
— Сюда меня пригласили вместе с курсом. Директор Луганского областного академического украинского музыкально-драматического театра Михаил Иванович Кошевой сказал: «Я б Вас пригласил, но я же знаю, что Вы не поедете». А я сказал: «Поеду».
— Недолго колебались?
— Я сразу сказал – да. Молодежь тяжело сюда привезти. Тут ничего не обещают – даже общежития. А им предложили работу в Одессе, Белой Церкви, Черкассах, Николаеве, обеспечили жильем. Плюс родители, которые играют не последнюю роль, где лучше быть их детям, потому ко мне не приехала выпускница последнего курса из Краматорска Маргарита Красношлык, которая сказала: «Родители против!». А парень из Константиновки Даниил Слюсар, который, как говорится, ничего не боится, организовал театр «ГЕРЦЬ». И он остался в Днепропетровске. Это такая сложная история каждой судьбы.
— Какая ситуация сегодня складывается с театром?
— В Северодонецке нужно создавать театр. Потому, что тот театр, который имел славную 74-летнюю историю, к сожалению, остался на той стороне, а многие разъехались по Украине. Там были и мои выпускники, и они теперь работают в Черкассах, Нежине. Сюда приехала малая часть тех, кто работал в том театре и его достоянием есть Иван Петрович Шербул – заслуженный артист Украины. Кто еще собирается приехать — у меня такой информации нет. Об этом говорят, но конкретно я не имею данных. Из актеров местного городского театра остались две актрисы: Инна Амброзиева и Наталья Карчкова, которые успешно прошли конкурс и стали членами теперь уже Луганского областного академического украинского музыкально-драматического театра. С ними я сейчас репетирую новый спектакль по пьесе Аси Котляр «Наша кухня». Она связана с войной, как второй мировой, так и войной в Афганистане.
— А приехал кто-то еще?
— Пока все. Есть те, кто хочет еще приехать. Но они ждут окончания театрального сезона, чтобы красиво попрощаться и приехать сюда. Облгосадминистрация решила реконструировать здание театра в этом году, понимая, что без своего помещения театру трудно будет реализовать поставленную задачу. Если это произойдет, то это даст возможность привлечь, мне кажется, большее количество людей. Учитывая, что нет общежитий, о квартирах вообще речи нет. Директор живет в общежитии, я снимаю себе квартиру сам. Хотя я приехал сюда с такой идеей, чтобы создать студию при театре. Чтобы самые талантливые поступили и стали заочно приобретать актёрскую профессию и обучаться актерскому мастерству на ежедневной творческой работе в театре. Чтобы получили статус официальный. Эту идею поддерживает музыкальное училище им. С. Прокофьева. Его директор Марина Яворская хочет еще открыть актерский курс при училище. Но первая ласточка есть – это студийка Анастасия Николаева, которая успешно репетирует в новом спектакле «Наша кухня» одну из главных ролей. Лиха беда начало!
— Каков, по Вашему мнению, потенциал у местных жителей?
— Много людей творчески интересных. Я ездил по области, смотрел фестиваль «Свитанок Луганщины» среди коллективов самодеятельности. Потенциал огромный. И я бы хотел их пригласить в театр. Но они не могут приехать актерами на вольные хлеба, потому что приобретение актёрской профессии займёт четыре года. То есть надежда только на тех, кто непосредственно живет в Северодонецке, имеет квартиру, материальные возможности, патриотизм, желание быть актером. Но я, честно говоря, пробовал агитировать людей из Северодонецка. Но пока не вижу тут сильного наплыва патриотов, желающих быть актёрами. Это очень небольшая группа людей, которая заинтересовалась театром. И то, большинство из них оказались из той студии, которая была при местном театре. А так молодежь не рвется. Возможно, они хотят поступить куда-то и быть подальше от линии фронта.
 — Вы общаетесь с коллективом театра на той стороне? С Михаилом Голубовичем?
— Я очень хорошо знаю Михаила Васильевича. Он вручал мне диплом за успешный результат на фестивале «Артист» в Луганске в 2013 году. Но сейчас нашему общению препятствует тот водораздел, который возник уже не как в повести Гоголя «Тарас Бульба», где Тарас решает судьбу сына Андрия, а конкретно в жизни! И кто прав, а кто виноват – это уже прерогатива истории.
Я считаю, что поступок совершил мой ученик Артур Опрятный, который, работая в прекрасном театре в Днепропетровске, ушёл из театра посреди сезона и приехал сюда. Если в театре есть молодёжь, тогда у театра есть будущее. Если они зацепятся, развитие пойдет и будет возобновлена слава этого прекрасного театра, украшением которого был Михаил Васильевич Голубович – народный артист Украины.
— А как Вы относитесь к решению остаться и работать в Луганске?
— Сегодня мой город Северодонецк и сердце моё с театром, который возрождается из пепла, словно птица Феникс!
— Расскажите, кого Вы хотите видеть в своем коллективе?
— Я хочу, чтобы пробудился патриотизм творческих людей, северодончан. Ведь мы можем брать в театр не только тех, кто закончил сегодня 11 классов. Мы можем брать людей до 35 лет и старше, если они талантливы. Такой прекрасный талантливый человек живёт в Старобельске Сергей Сергиенко, в Лисичанске – Александр Гражданкин. Просто суперталантливый человек. Если б таких людей собрать, то театр смог бы выйти сразу на высококлассный репертуар. А так мы должны постепенно, камешек за камешком отстраивать будущее театра.
— Что понравилось в городе?
— Работая в российском театре в Луганске, я приезжал сюда в составе комиссии посмотреть спектакли городского театра «Назар Стодоля» Т.Шевченка и «Кроткая» Ф. Достоевского. Когда я смотрел спектакль «Кроткая» режиссера Олега Александрова, он мне настолько понравился, что я тогда подумал – было бы неплохо создать такой театр. Вот видите, Бог услышал и сказал – создавай.
Город мне нравится. Хороший, спокойный, насыщенный жизнью. Люди тут хорошие, красивые, веселые. Живут, несмотря на то, что опасность очень близка. Хотя, конечно, у них есть боль в глазах. Они уже раз прочувствовали смену власти. По мероприятиям я вижу, что люди хотят концертов, спектаклей, развития культурной жизни. И в этом надо им помогать. Когда гремят пушки – музы не должны молчать!
— Вы можете согласиться с Геннадием Москалем, что Донбасс все-таки сможет полюбить Украину?
— Я тоже считаю, что сможет. Решая социальные и экономические проблемы, нужно постепенно создавать тот процесс, когда ты не можешь быть не патриотом той земли, на которой ты родился. Я с молодежью здесь общаюсь на украинском, они читают украинские стихи, украинскую прозу, украинские монологи. Проблема языка в большей мере искусственная. Культурный человек должен владеть максимумом знаний самых разных языков, но помнить, что родной язык – единственный! Особенно в сегодняшнее время
Автор: Яна Чумаченко

Комментарии закрыты